повышение безопасности

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

В марте 2011 г. Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США учредила Целевую Группу для проведения быстрого анализа доступной информации об аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» в Японии. На основе результатов анализа названная группа должна была сформулировать рекомендации по повышению уровня безопасности АЭС США. Результаты работы Целевой Группы были обобщены в отчете под названием «Рекомендации по повышению уровня безопасности в XXI веке» (Recommendations for Enhancing Reactor Safety in the 21st Century, July 12, 2011, U.S.NRC), который был представлен для рассмотрения в NRC.

Ниже публикуется содержание, а также краткое резюме отчета[1]. Материалы полного отчета любезно предоставлены Маргарет Дуан, директором Офиса международных программ NRC.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ В XXI ВЕКЕ

 

Выводы Целевой Группы NRC США по результатам анализа аварии

на АЭС «Фукусима-Дайичи»

 

Dr. Charles Miller, Amy Cubbage, Daniel Dorman, Jack Grobe,

Gary Holahan, Nathan Sanfilippo.

 

12 июля 2011 г.

Комиссия по ядерному регулированию США

 

Содержание

1.     Введение

2.     Краткое изложение событий на АЭС «Фукусима-Дайичи»

3.     Нормативная база XXI века

4.     Обеспечение безопасности посредством реализации глубокоэшелонированной защиты

4.1. Обеспечение защиты от внешних событий

4.2. Ограничение последствий

4.3. Аварийная готовность

5.     Выводы для программы NRC США

5.1. Программа инспекций NRC США

5.2. Управление документами и информацией NRC США

5.3. Международное сотрудничество и координация

6. Краткое изложение обобщенных рекомендаций

7. Стратегия применимости и реализации для новых реакторов

Приложение А. Краткое изложение подробных рекомендаций в соответствии со Стратегией реализации

Приложение В. Служебное задание

 

Приложение С. Служебная записка с описанием задания для Целевой

Группы NRC по проведению краткосрочной оценки необходимых действий

ведомства после событий в Японии.

 

РЕЗЮМЕ

 

Краткосрочная Целевая Группа была создана по указанию NRC о проведении систематического и методического анализа регулирующих документов для выявления возможных улучшений в системе регулирования и выработки рекомендаций в адрес NRC, касающихся политики регулирования, в свете событий на АЭС «Фукусима-Дайичи». Целевая Группа признает, что авария, включающая в себя повреждение активной зоны и неконтролируемый выброс радиоактивных веществ в окружающую среду, даже без значительных последствий для здоровья людей, является по своей сути неприемлемой. По оценке Целевой Группы в ближайшие десятилетия в США будут эксплуатироваться более сотни АЭС. Целевая Группа разработала рекомендации с учетом этих условий.

Изучая аварию на АЭС «Фукусима-Дайичи» с точки зрения применимости к реакторам США, Целевая Группа рассматривала вопросы защиты от аварий, вызванных воздействием природных явлений, ликвидации последствий таких аварий и обеспечения аварийной готовности.

Авария в Японии была вызвана природным явлением (цунами), которое оказалось намного сильнее, чем было предусмотрено проектом АЭС «Фукусима-Дайичи». Как неотъемлемую часть отмеченных вопросов, Целевая Группа проанализировала, в каком виде формулировались требования NRC к защите АЭС США от природных явлений, и каким образом NRC регулирует вопросы защиты от событий, не учитываемых проектами АЭС США.

На основе этого Целевая Группа заключила, что существующий подход NRC включает в себя:

§   требования к проектным событиям, средствам защиты и ограничению последствий, реализованные в конкретных регламентах или сформулированные в общих критериях проектирования (см. приложение А «Общие критерии проектирования для атомных станций» части 50 «Лицензирование установок производства и использования (атомной энергии)» главы 10 Свода федеральных правил [10 FCR];

§   требования для некоторых запроектных аварий, сформулированные в конкретных регламентах (например, для обесточивания станции, крупных пожаров и взрывов);

§   добровольную инициативу промышленности, направленную на изучение особенностей протекания тяжелых аварий, а также на разработку стратегий и руководств для действующих реакторов.

Существующий в США нормативный подход, совершенствуемый шаг за шагом на протяжении десятилетий, охватывает множество аспектов и вопросов безопасности, используя при этом наилучшие методы и информацию, доступные к настоящему моменту. Результатом такого подхода является разнородный набор нормативных требований и других инициатив в области безопасности, которые являются важными, но не всем им уделяется должное внимание как со стороны предприятий-лицензиатов, так и со стороны NRC при проведении технических экспертиз и инспекций. Полностью поддерживая высокий уровень организационной деятельности NRC, Целевая Группа полагает, что совершенствование основ регулирования является своевременной, реалистичной и достижимой целью.

Действующий подход к регулированию и, что более важно, результирующая оценка потенциальных возможностей АЭС позволяют Целевой Группе сделать вывод о том, что в США вряд ли может иметь место такая же последовательность событий, как во время аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи». Реализация на АЭС дополнительных мер, направленных на ограничение последствий аварий, еще более снизила вероятность повреждения активной зоны и выброса радиоактивных продуктов. Таким образом, дальнейшая эксплуатация АЭС, а также дальнейшая деятельность NRC в области лицензирования не представляют непосредственной угрозы для здоровья и безопасности населения.

Однако Целевая Группа пришла к выводу о том, что более сбалансированное применение философии NRC о глубокоэшелонированной защите с учетом показателей риска будет способствовать усовершенствованию нормативной базы и сделает ее более логичной, системной, последовательной и понятной. Такая нормативная база могла бы содержать соответствующие требования, направленные на повышение потенциальных возможностей АЭС с целью преодоления событий, имеющих низкую вероятность и приводящих к тяжелым последствиям. И это значительно повысит безопасность эксплуатации АЭС. Стремление к улучшению качества регулирования требует от Целевой Группы выбора лучших идей для совершенствования нормативной базы.

Целевая Группа считает, что многолетняя философия NRC в области глубокоэшелонированной защиты, поддерживаемая и корректируемая при необходимости результатами вероятностных оценок, должна и впредь служить основополагающим принципом нормативной базы. Целевая Группа пришла к выводу о том, что философия глубокоэшелонированной защиты может быть усилена путем включения четких требований к запроектным авариям.

Многие из элементов такой нормативной базы уже существуют в виде правил, касающихся обесточивания станции, ожидаемого переходного процесса без срабатывания аварийной защиты реактора, технического обслуживания, контроля горючих газов, оценки воздействия падения самолета, запроектных пожаров и взрывов и т.д. Другие элементы, такие как руководства по управлению тяжелыми авариями, имеются в документах промышленности, которые разработаны на основе добровольной инициативы. Целевая Группа пришла к выводу о необходимости создания набора расширенных проектных требований, дополняемых набором стандартов качества или специального трактования.

Целевая Группа будет рассматривать такой подход, если он будет внедрен как всестороннее и систематическое применение принципа глубокоэшелонированной защиты для обеспечения «адекватной защиты» здоровья и безопасности населения. Реализация этой концепции потребует решительной поддержки NRC для четкой констатации ее политики, изменений в правилах и пересмотра руководств для персонала.

Целевая Группа отмечает, что после террористических актов 11 сентября 2001 г. NRC установила новые требования к обеспечению физической защиты на основе принципа адекватной защиты. Эти новые требования появились не в результате какой-либо непосредственной или неизбежной угрозы объектам, лицензируемым NRC, а в большей степени следовали из новых взглядов на потенциально возможные события, угрожающие безопасности. Целевая Группа пришла к выводу, что авария на АЭС «Фукусима-Дайичи» также дала почву для новых взглядов на события, обладающие низкой вероятностью возникновения, но ведущие к серьезным последствиям, в том числе на усиление глубокоэшелонированной защиты на основе переоценки уровня защиты, считающегося достаточным. Рекомендация Целевой Группы по улучшению нормативной базы предполагает создание последовательной и прозрачной основы для рассмотрения выводов, сделанных при анализе аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи». Эта рекомендация также имеет цель обеспечить персонал долгосрочным руководством и основой для принятия последовательных решений по будущим проблемам.

Целевая Группа рассмотрела инициативы промышленности в рамках упомянутого и полагает, что они могли бы сыграть значительную и полезную роль. Целевая Группа считает, что добровольные инициативы промышленности не должны заменять регулирующие требования NRC, но могут стать механизмом содействия и стандартизации при внедрении таких требований.

В своей работе Целевая Группа придерживалась описанной выше концептуальной основы. Результатом этого стал набор рекомендаций, которые предполагают сбалансированный подход к глубокоэшелонированной защите применительно к событиям, обладающим низкой вероятностью возникновения, но ведущим к серьезным последствиям, таким как длительное обесточивание станции в результате тяжелых природных явлений. Эти рекомендации в совокупности предназначены для улучшения нормативной базы в части защиты от стихийных бедствий, ограничения их последствий, аварийной готовности, а также для повышения эффективности программ NRC. Итоговые рекомендации Целевой Группы перечислены и разъяснены ниже.

Уточнение нормативной базы

1. Целевая Группа рекомендует установить логичную, системную и последовательную нормативную базу для достижения адекватной защиты при соблюдении надлежащего баланса между глубокоэшелонированной защитой и учетом рисков возникновения аварий (раздел 3 Рекомендаций).

Обеспечение защиты

2. Целевая Группа рекомендует NRC требовать от лицензиатов пересмотра и модернизации, при необходимости, предусмотренной проектом защиты конструкций, систем и компонентов от сейсмических воздействий и наводнений для каждого действующего реактора (раздел 4.1.1 Рекомендаций).

3. В рамках долгосрочного анализа Целевая Группа рекомендует NRC провести оценку потенциальных улучшений в части возможности предотвращения или ограничения последствий пожаров и наводнений, вызванных сейсмическими воздействиями (раздел 4.1.2 Рекомендаций).

Улучшение мер по ограничению последствий

4. Целевая Группа рекомендует NRC усилить средства ограничения последствий полного обесточивания АЭС, вызванного как проектными, так и запроектными внешними воздействиями, для действующих и новых реакторов (раздел 4.2.1 Рекомендаций).

5. Целевая Группа рекомендует установить более жесткие требования к надежности арматуры на АЭС с реакторами кипящего типа, оборудованными гермооболочками Mark I и Mark II (раздел 4.2.2 Рекомендаций).

6. В качестве долгосрочного анализа Целевая Группа рекомендует NRC определить позицию в отношении контроля образования водорода и ограничения последствий его образования внутри гермооболочки или в других зданиях по мере получения дополнительной информации при дальнейшем изучении аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» (раздел 4.2.3 Рекомендаций).

7. Целевая Группа рекомендует усовершенствовать водообмен бассейнов выдержки отработавшего топлива и их инструментальное оснащение (раздел 4.2.4 Рекомендаций).

8. Целевая Группа рекомендует усилить и объединить в рамках одной площадки возможности аварийного реагирования в части аварийных процедур, руководств по управлению тяжелыми авариями, руководств по смягчению ущерба на местности (раздел 4.2.5 Рекомендаций).

Повышение аварийной готовности

9. Целевая Группа рекомендует NRC установить требование о разработке противоаварийных планов с учетом длительного полного обесточивания станции, в том числе на всех энергоблоках одной площадки (раздел 4.3.1 Рекомендаций).

10. В рамках долгосрочного анализа Целевая Группа рекомендует NRC рассмотреть дополнительные темы, касающиеся аварийной готовности в части событий, происходящих одновременно на нескольких энергоблоках одной площадки, и в части длительного полного обесточивания (раздел 4.3.1 Рекомендаций).

11. В рамках долгосрочного анализа Целевая Группа рекомендует NRC рассмотреть темы аварийной готовности, касающиеся принятия решений, радиационного контроля и обучения населения (раздел 4.3.2 Рекомендаций).

Повышение эффективности программ NRC

12. Целевая Группа рекомендует NRC укрепить регулирующий надзор за обеспечением безопасности со стороны лицензиатов (надзор за безопасностью реакторов), уделив больше внимания требованиям к глубокоэшелонированной защите, совместимым с рекомендуемой концепцией глубокоэшелонированной защиты (раздел 5.1. Рекомендаций).

Дополнительную информацию о рекомендациях, приведенных в настоящем отчете, Целевая Группа представляет в Приложении А. Стратегия включает в себя ряд нормотворческих мероприятий по установлению новых требований. Признавая, что нормотворчество и последующая реализация установленных норм обычно занимает несколько лет, Целевая Группа рекомендует принять временные меры для усиления защиты, ограничения последствий и аварийной готовности во время осуществления нормотворческой деятельности. Эти рекомендации основаны на наиболее актуальной доступной информации об аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» и анализе соответствующих требований и программ NRC. Целевая Группа делает вывод о целесообразности данного комплекса мер по повышению безопасности реакторов США в XXI веке.

 

 

Редактор перевода

Н.А. Козлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] С полным текстом отчета на английском языке можно познакомиться в библиотеке ФБУ «НТЦ ЯРБ». Телефон для справок 8-499-264-28-53


ядерная и радиационная безопасность

Ежеквартальный научно-практический журнал
«Ядерная и радиационная безопасность»