Научно-технический совет
27.08.2015
Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»Повестка
По первому вопросуЗаслушав доклад начальника ОРБ Бочкарева В.В., мнение рецензента к.ф.-м.н. Дорогова В.И., заведующего отделом ИБРАЭ РАН, а также выступления в дискуссии, НТС отмечаетВ рамках реализации статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…», на основании Постановления Правительства Российской Федерации №1069 от 19.10.2012 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам…» в целях создания единой государственной системы обращения с РАО и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 №767 «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов» в 2013 – 2014 гг. был организован процесс первичной регистрации РАО (порядок проведения первичной регистрации РАО утвержден Приказом ГК «Росатом» от 24.01.2013 №1/41-П). Целью первичной регистрации РАО, в соответствии с п. 1 статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ, является выявление наличия и объёма РАО, установление условий их размещения. Отнесение РАО к особым или удаляемым и установление категории пункта хранения являются определяющими при планировании мероприятий по дальнейшему обращению с РАО. Отнесение РАО к особым позволит обеспечить возможность реализации не менее безопасного, но существенно менее затратного способа окончательной изоляции ранее накопленных РАО – консервации пункта хранения РАО, а затем и обоснованного с позиций долгосрочной безопасности перевода в пункт захоронения РАО. В сравнении с вариантом удаления РАО перспективы реализации работ по консервации и, в конечном итоге, захоронению на месте накопленных РАО представляются более краткосрочными, что позволяет существенно сократить риски потенциального облучения. Указанные обстоятельства определяют актуальность отнесения РАО к особым как способа существенного сокращения расходов на содержание накопленных РАО и снижения рисков при поддержании достаточного уровня безопасности. Основные трудности при проведении первичной регистрации, выявленные в ходе работ по экспертно-аналитической поддержке, были связаны с отнесением РАО к особым и удаляемым и, соответственно, классификацией пунктов хранения (пункт временного хранения / пункт долговременного хранения / пункт размещения особых РАО / пункт консервации особых РАО). Сложности при отнесении РАО к особым или удаляемым были вызваны следующими причинами:
Очевидно, что первая проблема наиболее актуальна для бесхозяйных объектов, в то время как для большинства остальных объектов, в отношении которых уже осуществляется государственный учёт и контроль РВ и РАО, необходимые данные о физических характеристиках РАО в той или иной степени доступны. Решение второй проблемы вытекает из общепринятого принципа о том, что всю полноту ответственности за безопасность объекта, на котором размещены РАО (а также за отнесение этих объектов к той или иной категории и определение их состава и границ), должна нести эксплуатирующая организация. Таким образом, эксплуатирующая организация была обязана внести на рассмотрение комиссии, осуществляющей обследование места размещения РАО, предложения по отнесению РАО к особым или удаляемым. В случае, если по формальным признакам РАО не могли быть отнесены к особым, эксплуатирующей организации следовало указать данный факт в пояснительной записке, предоставляемой комиссии при проведении первичной регистрации. В противном случае эксплуатирующей организации необходимо обосновать отнесение РАО к особым или удаляемым. С этим была также связана проблема отсутствия необходимых методических документов, применяемых для расчётов доз, рисков и затрат. Разработке такого методического документа, ориентированного именно на решение вопросов, связанных с определением параметров РАО и сравнением их с критериями, установленными Правительством РФ были посвящены основные работы в 2013 году. Результатом стал выпуск «Научно-технического пособия по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО». В ходе анализа практического применения данного пособия на пилотных объектах, примененные в нем подходы совершенствовались и, в конечном итоге, были закреплены в «Научно-техническом пособии по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО. Версия 2.0», которое было одобрено решением секции №1 НТС №10 ГК «Росатом» от 11.04.2014, разослано проектным офисом по обращению с РАО в организации отрасли для практического руководства, и в дальнейшем было использовано для подготовки обоснований отнесения РАО к особым РАО. В данной работе принимали участие специалисты ИБРАЭ РАН, ГК «Росатом», Минприроды России, ФБУ «НТЦ ЯРБ», ФГБУ «НПО «Тайфун», ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ФБУН научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева, ФГУП «ПО «Маяк» и др. В дальнейшем работы по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации РАО были сосредоточены на рассмотрении обоснований отнесения РАО к особым РАО, выявлении ошибок, выдаче рекомендаций, помощи при проведении самих обоснований. Кроме того, были разработаны рекомендации по проведению первичной регистрации РАО на бесхозяйных объектах, которые были реализованы в отношении объектов использования ядерных зарядов в мирных целях. Также были разработаны предложения по расширению состава информации, вносимой в автоматизированную информационную систему по регулированию безопасности в области использования атомной энергии Ростехнадзора с учетом рассмотренных обоснований отнесения РАО к особым РАО и в объеме, необходимом для выполнения Ростехнадзором, возложенных на него государственных функций. На основе данных, полученных в ходе первичной регистрации РАО, была актуализирована информация, содержащаяся в базе данных «Объекты хранения/захоронения РАО» (БД ПХ РАО), разработанной и эксплуатируемой в ФБУ «НТЦ ЯРБ». Результатом первичной регистрации является создание проектов реестра РАО и кадастра пунктов хранения РАО. В настоящее время в перечень пунктов размещения особых РАО вошли 66 объектов и 1 признан пунктом консервации особых РАО (без учета объектов использования ядерных зарядов в мирных целях).
Зарегистрированные РАО распределились следующим образом:
* Без учета РАО, размещенных в объектах, образовавшихся в результате использования ядерных зарядов в мирных целях;
Кроме того, была проведена первичная регистрация РАО на 81 объекте применения ядерных зарядов в мирных целях. Разработанный проект кадастра пунктов хранения РАО согласован Ростехнадзором и в настоящий момент находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Параллельно с описанными выше работами ФБУ «НТЦ ЯРБ» с 2014 года осуществляет экспертно-аналитическую поддержку процесса инвентаризации ЯРОО, участвует в работах по его оптимизации и совершенствованию методологии и нормативной базы в части инвентаризации и ранжирования ЯРОО, проводимых в рамках реализации «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Целью инвентаризации ЯРОО является создание объективной основы для планирования работ по ВЭ ЯРОО или повышения их безопасности. Основные задачи, которые решались в ходе инвентаризации ЯРОО:
В рамках указанной работы:
Выработанный перечень характерных для рассмотренных объектов свойств лег в основу разработки системы категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, предназначенной для дифференциации нормативных требований по обеспечению их безопасности, работа над которой выполняется в настоящее время в рамках государственного контракта «Разработка методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий» в обеспечение мероприятия «Создание новых технологий переработки радиоактивных отходов». В настоящее время в целях методического обеспечения категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО разрабатываются подходы к оценке текущего уровня их безопасности в виде относительного численного выражения с помощью расчета комплексного показателя потенциальной опасности. При этом был проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование в соответствии с полученными значениями КП всех пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, включенных в проект соответствующего кадастра. Полученные результаты были положены в основу методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, разработанной в соответствии с техническим заданием в рамках 1-го этапа работ по государственному контракту. В перспективе по данному направлению планируется участие ФБУ «НТЦ ЯРБ» в следующих работах:
НТС решает
Заместитель председателя: Р.Б. Шарафутдинов;
Научно-технический советНаучно-технический совет (НТС) ФБУ «НТЦ ЯРБ» — постоянно действующий совещательный орган. НТС состоит из председателя (директор), заместителей председателя (заместители директора), ученого секретаря, членов НТС (регламентный состав) и Совета старейшин — почетных участников НТС из числа научных работников, внесших весомый вклад в развитие основных направлений деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ». Основные задачи НТС:
В соответствии с основными задачами НТС обобщает и анализирует отечественный и международный опыт регулирования ядерной и радиационной безопасности, вырабатывает рекомендации по его совершенствованию и развитию; рассматривает вопросы и формирует предложения по направлениям деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ», в том числе по обобщению, анализу и распространению научного опыта и знаний в области регулирования ядерной и радиационной безопасности. Таким образом, НТС является наиболее крупной внутренней площадкой для научных дискуссий по плановым вопросам. |
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
|