Научно-технический совет

27.08.2015

Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»

Повестка

  1. О результатах работ по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации радиоактивных отходов и инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов.

По первому вопросу

Заслушав доклад начальника ОРБ Бочкарева В.В., мнение рецензента к.ф.-м.н. Дорогова В.И., заведующего отделом ИБРАЭ РАН, а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает

В рамках реализации статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…», на основании Постановления Правительства Российской Федерации №1069 от 19.10.2012 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам…» в целях создания единой государственной системы обращения с РАО и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 №767 «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов» в 2013 – 2014 гг. был организован процесс первичной регистрации РАО (порядок проведения первичной регистрации РАО утвержден Приказом ГК «Росатом» от 24.01.2013 №1/41-П).

Целью первичной регистрации РАО, в соответствии с п. 1 статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ, является выявление наличия и объёма РАО, установление условий их размещения.

Отнесение РАО к особым или удаляемым и установление категории пункта хранения являются определяющими при планировании мероприятий по дальнейшему обращению с РАО.

Отнесение РАО к особым позволит обеспечить возможность реализации не менее безопасного, но существенно менее затратного способа окончательной изоляции ранее накопленных РАО – консервации пункта хранения РАО, а затем и обоснованного с позиций долгосрочной безопасности перевода в пункт захоронения РАО. В сравнении с вариантом удаления РАО перспективы реализации работ по консервации и, в конечном итоге, захоронению на месте накопленных РАО представляются более краткосрочными, что позволяет существенно сократить риски потенциального облучения. Указанные обстоятельства определяют актуальность отнесения РАО к особым как способа существенного сокращения расходов на содержание накопленных РАО и снижения рисков при поддержании достаточного уровня безопасности.

Основные трудности при проведении первичной регистрации, выявленные в ходе работ по экспертно-аналитической поддержке, были связаны с отнесением РАО к особым и удаляемым и, соответственно, классификацией пунктов хранения (пункт временного хранения / пункт долговременного хранения / пункт размещения особых РАО / пункт консервации особых РАО).

Сложности при отнесении РАО к особым или удаляемым были вызваны следующими причинами:

  • нехватка или отсутствие на момент проведения первичной регистрации информации об объеме и характеристиках РАО и детальной информации об условиях их размещения;
  • отсутствие необходимых методических документов, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, для расчётов доз, рисков и затрат, связанных с захоронением РАО на месте или удалением их.

Очевидно, что первая проблема наиболее актуальна для бесхозяйных объектов, в то время как для большинства остальных объектов, в отношении которых уже осуществляется государственный учёт и контроль РВ и РАО, необходимые данные о физических характеристиках РАО в той или иной степени доступны.

Решение второй проблемы вытекает из общепринятого принципа о том, что всю полноту ответственности за безопасность объекта, на котором размещены РАО (а также за отнесение этих объектов к той или иной категории и определение их состава и границ), должна нести эксплуатирующая организация. Таким образом, эксплуатирующая организация была обязана внести на рассмотрение комиссии, осуществляющей обследование места размещения РАО, предложения по отнесению РАО к особым или удаляемым.

В случае, если по формальным признакам РАО не могли быть отнесены к особым, эксплуатирующей организации следовало указать данный факт в пояснительной записке, предоставляемой комиссии при проведении первичной регистрации. В противном случае эксплуатирующей организации необходимо обосновать отнесение РАО к особым или удаляемым. С этим была также связана проблема отсутствия необходимых методических документов, применяемых для расчётов доз, рисков и затрат.

Разработке такого методического документа, ориентированного именно на решение вопросов, связанных с определением параметров РАО и сравнением их с критериями, установленными Правительством РФ были посвящены основные работы в 2013 году. Результатом стал выпуск «Научно-технического пособия по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО». В ходе анализа практического применения данного пособия на пилотных объектах, примененные в нем подходы совершенствовались и, в конечном итоге, были закреплены в «Научно-техническом пособии по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО. Версия 2.0», которое было одобрено решением секции №1 НТС №10 ГК «Росатом» от 11.04.2014, разослано проектным офисом по обращению с РАО в организации отрасли для практического руководства, и в дальнейшем было использовано для подготовки обоснований отнесения РАО к особым РАО.

В данной работе принимали участие специалисты ИБРАЭ РАН, ГК «Росатом», Минприроды России, ФБУ «НТЦ ЯРБ», ФГБУ «НПО «Тайфун», ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ФБУН научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева, ФГУП «ПО «Маяк» и др.

В дальнейшем работы по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации РАО были сосредоточены на рассмотрении обоснований отнесения РАО к особым РАО, выявлении ошибок, выдаче рекомендаций, помощи при проведении самих обоснований. Кроме того, были разработаны рекомендации по проведению первичной регистрации РАО на бесхозяйных объектах, которые были реализованы в отношении объектов использования ядерных зарядов в мирных целях.

Также были разработаны предложения по расширению состава информации, вносимой в автоматизированную информационную систему по регулированию безопасности в области использования атомной энергии Ростехнадзора с учетом рассмотренных обоснований отнесения РАО к особым РАО и в объеме, необходимом для выполнения Ростехнадзором, возложенных на него государственных функций.

На основе данных, полученных в ходе первичной регистрации РАО, была актуализирована информация, содержащаяся в базе данных «Объекты хранения/захоронения РАО» (БД ПХ РАО), разработанной и эксплуатируемой в ФБУ «НТЦ ЯРБ».

Результатом первичной регистрации является создание проектов реестра РАО и кадастра пунктов хранения РАО.

В настоящее время в перечень пунктов размещения особых РАО вошли 66 объектов и 1 признан пунктом консервации особых РАО (без учета объектов использования ядерных зарядов в мирных целях).

Организация Количество ПХРО Объем РАО, млн м3
ОДЦ УГР 14 0,031
ГХК 21+1 (консервации) 0,253
НЗХК 1 0,956
ЧМЗ 2 4,180
СХК 11 4,256
ППГХО 2 53,160
МАЯК 13 406,334
Итого: 67 469,170

Зарегистрированные РАО распределились следующим образом:

Накоплено * всего, млн. куб. м. Особые, % Решение отложено (РАО размещены в ПДХ), % Удаляемые, % Подлежит извлечению и захоронению, тыс. куб. м.
ТРО 72 82,73% 16,53% 0,73% 533
ЖРО** 410 99,93% 0,03% 0,03% 171

* Без учета РАО, размещенных в объектах, образовавшихся в результате использования ядерных зарядов в мирных целях;
**Без учета закачанных ЖРО (ГХК, СХК, НИИАР): 60,2 млн. куб. м.

Кроме того, была проведена первичная регистрация РАО на 81 объекте применения ядерных зарядов в мирных целях.

Разработанный проект кадастра пунктов хранения РАО согласован Ростехнадзором и в настоящий момент находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Параллельно с описанными выше работами ФБУ «НТЦ ЯРБ» с 2014 года осуществляет экспертно-аналитическую поддержку процесса инвентаризации ЯРОО, участвует в работах по его оптимизации и совершенствованию методологии и нормативной базы в части инвентаризации и ранжирования ЯРОО, проводимых в рамках реализации «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Целью инвентаризации ЯРОО является создание объективной основы для планирования работ по ВЭ ЯРОО или повышения их безопасности.

Основные задачи, которые решались в ходе инвентаризации ЯРОО:

  • сформировать сводный перечень ЯРОО;
  • разработать методику ранжирования (категорирования) ЯРОО по потенциальной опасности;
  • создать информационную систему для поддержки работ, включающую базу данных и инструментальные средства обработки.

В рамках указанной работы:

  • были проанализированы существующие различные подходы к ранжи-рованию ЯРОО по степени их опасности;
  • разработаны подходы к расчету комплексного показателя потенциальной опасности ЯРОО для населения и окружающей среды (КП) в заданный момент времени на основе количественных и качественных характеристик объекта, который может быть использован для решения следующих задач:
    • категорирования ЯРОО по степени опасности при проведении инвентаризации ЯРОО,
    • решения задач планирования мероприятий по обеспечению безопасности путем определения приоритетных объектов для своевременной реализации мероприятий по их выводу из эксплуатации или иным относящимся к завершающим стадиям жизненного цикла объекта корректирующим мерам по повышению безопасности,
    • количественной оценки итогов работ по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности объектов в ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года (ФЦП ЯРБ 2008-2015),
    • мониторинга изменения состояния объекта с учетом всего комплекса проводимых работ по объекту (КИРО, разработка документации, подготовительные работы, удаление ОЯТ и РАО и др. реабилитация, демонтажные работы, реконструкция барьеров безопасности и т. д.) на основе численных оценок безопасности для представления результатов заинтересованным ведомствам и организациям;
  • проведен дополнительный анализ структуры БД ПХ РАО на предмет возможности ее применения для проведения ранжирования пунктов хранения РАО с учетом разработанных подходов к расчету комплексного показателя опасности ЯРОО;
  • разработан функциональный модуль в составе БД ПХ РАО для расчетов комплексного показателя опасности с учетом того, что рассматриваемый ЯРОО может быть составным;
  • для 269 пунктов хранения РАО ФГУП «РосРАО» (включая ДВЦ «ДальРАО» и СВЦ «СевРАО») проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование их в соответствии с полученными значениями КП.

Выработанный перечень характерных для рассмотренных объектов свойств лег в основу разработки системы категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, предназначенной для дифференциации нормативных требований по обеспечению их безопасности, работа над которой выполняется в настоящее время в рамках государственного контракта «Разработка методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий» в обеспечение мероприятия «Создание новых технологий переработки радиоактивных отходов».

В настоящее время в целях методического обеспечения категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО разрабатываются подходы к оценке текущего уровня их безопасности в виде относительного численного выражения с помощью расчета комплексного показателя потенциальной опасности. При этом был проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование в соответствии с полученными значениями КП всех пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, включенных в проект соответствующего кадастра. Полученные результаты были положены в основу методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, разработанной в соответствии с техническим заданием в рамках 1-го этапа работ по государственному контракту.

В перспективе по данному направлению планируется участие ФБУ «НТЦ ЯРБ» в следующих работах:

  • актуализация информационных ресурсов, созданных и модернизированных в ходе реализации мероприятий ФЦП ЯРБ 2008-2015;
  • разработка методик оценки потенциальной опасности, позволяющих проводить мониторинг изменения уровня опасности как для отдельного объекта, так и для их совокупности, с учетом радиационных и экологических аспектов;
  • проведение оценок состояния потенциальной опасности объектов, включенных в мероприятия Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ 2016-2020) на 2016 год и перспективных оценок изменения этого состояния в ходе реализации мероприятий данной ФЦП до 2020 года с выработкой предложений по плановым значениям КП;
  • анализ текущего состояния и опыта проведения работ по повышению безопасности для группы объектов и подготовка рекомендаций по повышению эффективности решений, направленных на повышение безопасности;
  • разработка предложений по изменению статуса пунктов хранения РАО (пункты размещения особых РАО и пункты долговременного хранения) с учетом влияния запланированных практических работ на комплексный показатель опасности.

НТС решает

  1. Принять к сведению информацию по докладу.
  2. Одобрить работы по аналитической поддержке проведения первичной регистрации радиоактивных отходов и инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов и разработке методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий.
  3. Считать перспективным продолжение работ по развитию и совершенствованию методологии оценки состояния потенциальной опасности, позволяющей проводить мониторинг изменения уровня опасности как для отдельного объекта, так и для их совокупности с учетом радиационных и экологических аспектов в рамках реализации мероприятий ФЦП ЯРБ 2016-2020.
  4. Рекомендовать ОРБ совместно с ОБПТЦ организовать поддержку в актуальном состоянии БД ПХ РАО с учетом накопленного опыта работ по инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов.

Заместитель председателя: Р.Б. Шарафутдинов;
Ученый секретарь: А.А. Афанасьев.


Возврат к списку

Научно-технический совет

Научно-технический совет (НТС) ФБУ «НТЦ ЯРБ» — постоянно действующий совещательный орган. НТС состоит из председателя (директор), заместителей председателя (заместители директора), ученого секретаря, членов НТС (регламентный состав) и Совета старейшин — почетных участников НТС из числа научных работников, внесших весомый вклад в развитие основных направлений деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ».

Основные задачи НТС:

  • формирование научно-технической политики ФБУ «НТЦ ЯРБ»;
  • повышение эффективности и научного уровня выполняемых ФБУ «НТЦ ЯРБ» работ;
  • определение направлений научно-исследовательских работ, подготовка предложений по их реализации;
  • координация работ между подразделениями ФБУ «НТЦ ЯРБ»;
  • рассмотрение результатов выполнения научно-исследовательских работ.

В соответствии с основными задачами НТС обобщает и анализирует отечественный и международный опыт регулирования ядерной и радиационной безопасности, вырабатывает рекомендации по его совершенствованию и развитию;  рассматривает вопросы и формирует предложения по направлениям деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ», в том числе по обобщению, анализу и распространению научного опыта и знаний в области регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Таким образом, НТС является наиболее крупной внутренней площадкой для научных дискуссий по плановым вопросам.


ядерная и радиационная безопасность

Ежеквартальный научно-практический журнал
«Ядерная и радиационная безопасность»