Научно-технический совет
25.08.2016
Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»Повестка
По первому вопросуЗаслушав сообщение начальника ОРБ В.В. Бочкарева о работах, выполненных на 1-ом этапе НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий», а также выступления в дискуссии, НТС отмечаетВ рамках НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий» должна быть выполнена разработка трех руководств по безопасности, содержащих рекомендации:
Целью 1-го этапа НИР являлся анализ положений международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, а также анализ отечественного и зарубежного опыта, для последующей разработки вышеназванных руководств по безопасности. В ходе работы по первому направлению проанализированы положения вышеуказанных документов, касающиеся поддержания необходимого уровня технического состояния оборудования, прогноза состояния систем (элементов), конструкций и сооружений ОИАЭ на момент его останова для вывода из эксплуатации, предпосылок для возможности снижения объема технического обслуживания, а также отечественный и зарубежный опыт в отношении указанных вопросов. Рассмотрены вопросы разделения систем (элементов), конструкций и сооружений ОИАЭ на группы в зависимости от их использования на различных этапах подготовки к выводу и вывода из эксплуатации, определения необходимого объема технического обслуживания для каждой из групп. Также разработаны предложения по основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по учету изменений условий эксплуатации оборудования, систем и элементов остановленного ОИАЭ при определении возможности сокращения объема технического обслуживания и внесению соответствующих изменений в эксплуатационную документацию ОИАЭ, в том числе, в отношении:
По второму направлению проанализированы положения международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, касающиеся выбора вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ, обоснования выбранного варианта вывода из эксплуатации, особенностей обоснования вывода из эксплуатации по варианту «захоронение». Также проанализирован отечественный и зарубежный опыт по принятию решений в условиях неопределенности, оптимального решения многокритериальных задач по выбору одной из ряда альтернатив в отношении вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ, влиянию неопределенностей на обоснование безопасности вывода из эксплуатации ОИАЭ по варианту «захоронение». Рассмотрены неопределенности различных типов, в том числе, неопределенности исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение». Изучен опыт проведения исследований в отношении отечественных ОИАЭ, подлежащих, в соответствии с принятыми концепциями, выводу из эксплуатации по варианту «захоронение» (промышленных уран-графитовых реакторов), определены основные направления исследований. Также разработаны предложения по основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по оценке достаточности проведенных исследований и полученных исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение», в том числе, в отношении:
По третьему направлению проанализированы положения международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, касающиеся критериев, принципов и требований безопасности для пунктов хранения накопленных РАО, учета особенностей обеспечения и обоснования безопасности пунктов хранения накопленных РАО при их эксплуатации и реконструкции в целях перевода в другой статус. Исследован зарубежный и отечественный опыт проведения исследований и выполненных или планируемых работ по приведению пунктов хранения накопленных РАО в безопасное состояние. Проанализированы положения указанных документов и соответствующий опыт проведения работ в отношении порядка планирования, организации и особенностей обеспечения и обоснования безопасности при выполнении работ по реконструкции пунктов хранения накопленных РАО различных типов/категорий (поверхностные промышленные водоемы-хранилища жидких РАО и хвостохранилища, емкости-резервуары для хранения жидких РАО, пункты размещения твердых РАО, включая выводимые из эксплуатации промышленные уран-графитовые реакторы, объекты мирных ядерных взрывов) в целях их перевода в пункты консервации особых РАО или пункты захоронения РАО. Также разработаны предложения по структуре и основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по переводу пунктов хранения особых РАО в пункты консервации особых РАО и пункты захоронения РАО, в том числе в отношении:
НТС по первому вопросу решает
По второму вопросуЗаслушав сообщение заместителя начальника ОБПТЦ М.А. Непейпиво о работах, выполненных на 2-ом этапе НИР «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов», а также выступления в дискуссии, НТС отмечаетВ рамках 1-го этапа НИР была проведена оценка предельно допустимого количества (объема), радионуклидного состава, удельной и общей активности РАО в хранилище комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», в ходе которой были проведены сбор и анализ исходных данных для проведения прогнозного расчета долговременной безопасности хранилища РАО комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», оценка долговременной безопасности хранилища РАО, включающая разработку и обоснование сценариев, концептуальных и математических моделей, проведение расчетов на основе разработанных моделей, оценка предельно допустимого количества (объема), радионуклидного состава, удельной и общей активности РАО в хранилище комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк» для безопасного размещения РАО на долговременное хранение или захоронение в соответствии с системой инженерных и природных барьеров безопасности, предусмотренных проектом. Анализ результатов, полученных на первом этапе НИР, показал необходимость их уточнения с учетом более детальных характеристик площадки размещения хранилища комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк». Данные расчеты были выполнены в рамках 2-го этапа НИР и использованы при проведении анализа с целью выявлении и систематизации недостатков нормативной правовой базы в области классификации РАО по способу захоронения. Целью 2-го этапа НИР являлся анализ международных, национальных и отечественных подходов к нормативно-правовому обеспечению безопасности объектов ядерного наследия и обеспечению и обоснованию безопасности при реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (далее – Программа), в том числе в части классификации РАО по способу захоронения, с целью выявлении и систематизации недостатков нормативной правовой основы обеспечения безопасности при реализации мероприятий Программы, выполненный с учетом результатов проведенных экспертиз и оценок безопасности пунктов хранения и захоронения РАО и деятельности по захоронению РАО, включая уточненные результаты исследований, проведенных на первом этапе НИР в отношении комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», и особенностей работ по ликвидации объектов ядерного наследия в целях разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области использования атомной энергии, включая внесение изменений в классификацию РАО по способу захоронения. Анализ нормативной базы проводился по критериям достаточности, полноты, конкретности, системности, определенности, последовательности, непротиворечивости нормативных требований для обеспечения и оценки безопасности объектов ядерного наследия и (или) видов деятельности с учетом современного уровня развития науки, техники и производства. В ходе настоящего этапа НИР был проведен анализ требований законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды, включая федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, положений международных конвенций, соглашений и рекомендаций международных организаций, национальных законодательств и нормативных документов зарубежных стран в области классификации удаляемых РАО по способу захоронения, в целях выявления и систематизации недостатков нормативной правовой базы в области классификации РАО по способу захоронения, выполненный с учетом результатов проведенных экспертиз и оценок безопасности пунктов хранения и захоронения РАО и деятельности по захоронению РАО в целях разработки предложений по уточнению классификации удаляемых РАО. В рамках настоящей НИР был также проведен анализ перечня мероприятий, предусмотренных Программой, в части обеспечения и обоснования безопасности объектов ядерного наследия и (или) видов деятельности, выявлены основные мероприятия, в том числе по захоронению РАО, в отношении которых существуют риски, связанные с необходимостью одновременного решения технических вопросов и вопросов нормативно-правового регулирования, по которым отсутствует опыт их проведения в связи с уникальностью объектов ядерного наследия, в связи с чем существуют связанные с этим риски задержки реализации мероприятий. В отношении выявленных мероприятий и видов деятельности проведен предварительный анализ достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при их реализации, в ходе которого были выявлены области нормативного регулирования, которые подлежат развитию и совершенствованию в целях эффективной и своевременной реализации мероприятий Программы. Исследования проводились по следующим направлениям:
В результате проведенных исследований получен набор исходных данных для формирования плана мероприятий по совершенствованию требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в отношении объектов ядерного наследия, включая предложения по уточнению классификации удаляемых РАО по способу захоронения. НТС по второму вопросу решает
Заместитель председателя НТС: С.Н. Богдан; Научно-технический советНаучно-технический совет (НТС) ФБУ «НТЦ ЯРБ» — постоянно действующий совещательный орган. НТС состоит из председателя (директор), заместителей председателя (заместители директора), ученого секретаря, членов НТС (регламентный состав) и Совета старейшин — почетных участников НТС из числа научных работников, внесших весомый вклад в развитие основных направлений деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ». Основные задачи НТС:
В соответствии с основными задачами НТС обобщает и анализирует отечественный и международный опыт регулирования ядерной и радиационной безопасности, вырабатывает рекомендации по его совершенствованию и развитию; рассматривает вопросы и формирует предложения по направлениям деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ», в том числе по обобщению, анализу и распространению научного опыта и знаний в области регулирования ядерной и радиационной безопасности. Таким образом, НТС является наиболее крупной внутренней площадкой для научных дискуссий по плановым вопросам. |
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
|